Анализ за столом

АНАЛИЗ ЗА СТОЛОМ
Как любая другая карточная игра, покер - это сочетание риска и выгоды. Любое решение, которое вы принимаете за покерным столом, можно рассматривать как соотношение риска от данного хода и возможной выгоды от него. При принятии любого решения возникают три вопроса: Насколько велик риск? Насколько велика выгода от него? Достаточно ли вознаграждение для того, чтобы компенсировать допущенный риск?
Когда вы думаете о блефе, вы рискуете ставкой. Наградой служит банк (а также имидж, которую вы себе создаёте этим блефом). Решая, стоит ли ставить на посредственной руке, пока не сданы ещё все карты, вы рискуете ставкой. В случае успеха награда (если противник не сдастся сразу) состоит в том, что вы не дали игроку с более слабой рукой возможность получить бесплатную карту, которая могла стать решающей. Если вы пасуете на сильной руке, вы рискуете потерять ставку в этом круге, а также отдать банк игроку, который возможно скинулся, если бы вы сделали ставку. Вознаграждением является пас-подъём или будущие ставки в следующих кругах торговли. Решая, стоит ли уравниваться, вы рискуете ставкой, взамен получая банк. Любое решение в покере можно рассматривать по следующим пунктам: Что вы получите (включая будущие дивиденды в последующих сдачах), сделав такой ход? Что можно потерять? Способность правильно оценивать соотношение риск-награда при принятии любого решения в покере является важнейшим на пути к чемпионству в покере.
Беда в том, что в отличие от шахмат и многих других игр, покер - игра скоростная. Иногда вам доводится случай подумать о комбинации, но обычно приходится принимать решения в считанные секунды. У вас нет возможности сидеть по две минуты, рассчитывая шансы или пытаясь отгадать карты оппонентов, залезть в их головы, а затем выбрать лучший ход. Во-первых, партнёры за столом не потерпят такую волынку. Во-вторых, этим вы раскрываете свою руку, поскольку как только вы надолго задумались, ясно, что у вас проблемы. (Поэтому если вы чувствуете, что, несмотря на все усилия, вы должны часто задумываться во время игры, можно сделать искусственную паузу, когда нет на это причин, чтобы сбить с толку оппонентов.)
Покер - это скорее игра для быстро думающего контингента. Некоторые гении принадлежат к типу трудяг, не способных к быстрым решениям, они никогда не смогут стать классными игроками в покер. С другой стороны, некоторые из лучших покеристов мира не имеют суперголовы, но они быстро соображают и способны запомнить любую ошибку, допущенную лично или противником. Если в вас таится желание дойти до титула чемпиона в покере, вы должны сочетать в себе мгновенный полет мысли с прекрасной, быстродействующей памятью прошедших вариантов в различных играх с разными партнёрами.
АНАЛИЗ В ТЕОРИИ
Одним из самых сложных моментов для среднего игрока в покер является принятие решений в разгаре игры. Много хороших, также как и плохих игроков, просто решают, что, на их взгляд имеет противник, и затем пытаются наметить лучшую тактику, положив, что у противника та самая комбинация, которую они ему приписали. Однако, как мы видели в главе о чтении рук, это плохой и потенциально дорогостоящий способ принятия решений. Есть лучший способ, которым пользуется большинство хороших игроков. Они спрашивают себя: «Какие комбинации вообще могут быть у оппонента, и каковы шансы, что у него любая из них?». Затем определяют лучшую тактику для каждой из возможных комбинаций, и обычно им удаётся выбрать лучший вариант борьбы с наиболее вероятной комбинацией или комбинациями противника.
Иногда бывает так, что независимо от карты оппонента, у вас имеется всего один оптимальный вариант игры. Это особенно верно для сравнительно лёгких решений - например, когда вам приходится сдаться в семикарточном стад-покере, не имея ничего в руке, при малом банке и ставке оппонента на открытой паре тузов в конце партии.
Если, с другой стороны, банк велик, а, следовательно, велико и вознаграждение за смелость, тогда вы можете просчитать шансы удачного подъёма на блефе, если у оппонента ничего больше, кроме пары тузов. И, конечно же, эти шансы зависят от вероятности того, что у оппонента действительно только пара тузов.
Зачастую, однако, другая тактика становится оптимальной, в зависимости от карты оппонента. Например, подъём на блефе может иметь хорошие шансы на выигрыш, если у оппонента больше ничего, кроме двух тузов. Шансы уменьшаются, если у него две пары с тузами старшими. Шансы приближаются к нулю, если у него стрит, и просто нулевые против фулл-хауса с парой тузов. Поэтому решая, стоит ли рисковать двумя ставками (ответной и подъёмной) ради вероятной прибыли от взятия банка, надо посмотреть, во-первых, на вероятность того, что у оппонента только два туза, а не любая другая возможная комбинация; и во-вторых, принадлежит ли ваш противник к типу игроков, которые сбросят пару тузов, если вы поднимете ставку. Положим, вы решите, что всего около 25% за то, что у оппонента два туза, и 75%, что у него две пары с тузами или лучше. Далее, если у него действительно только два туза, вы полагаете, что вероятность того, что он их сбросит на вашем подъёме, составляет всего около 50%. Тогда награда за взятие банка не будет стоить риска потерять эти две ставки, и вы сброситесь. Вообще, когда перед вами альтернативные ходы, зависящие только от руки оппонента, вы выбираете лучшую тактику против его наиболее вероятной комбинации или комбинаций.
Предположим, вы считаете, что оппоненту придёт рука А в 40% случаев, рука В в 35% случаев и рука С в 25% случаев. Обычно вы выбираете лучшую тактику против руки А, которая наиболее вероятна у противника. Однако если рука А требует одной тактики, а руки В и С - другой, стандартно вы избираете вторую тактику, поскольку она годится для 60% случаев - 35% при руке В и 25% при руке С.
Анализируя ситуацию в покере, вы проходите четыре стадии при выборе оптимальной игры.
1. Определение возможных рук оппонента.
2. Оценка вероятности присутствия каждой из возможных рук.
3. Выбор лучшей тактики против каждой из возможных рук.
4. В большинстве случаев выбор тактики, которая будет верна чаще всего.

АНАЛИЗ СТОИМОСТИ ОШИБКИ
К несчастью, тактика, которая, похоже, верна в большинстве случаев, не всегда оправдана. Когда перед вами выбор ходов, вы также должны решать, насколько будет плохо, если вы сделаете ошибку. Вот очевидный пример. Если оппонент делает ставку в конце партии, и вы думаете, шансы того, что у него лучшая рука, больше, чем 50 на 50, правильным поступком в большинстве случаев будет сдаться и тем самым сберечь ставку. Однако, если сброс окажется ошибкой, это будет стоить вам не одну ставку, а целый банк если вы сброситесь на лучшей руке. Поэтому надо уравнивать ставку, даже несмотря на то, что с точки зрения вероятности вы делаете ошибку. Причиной для уравнивания служит то, что эта ошибка будет стоить вам всего одну ставку, а предыдущая ошибка - сброс на лучшей руке - будет стоить вам целого банка. (Это просто ещё раз подтверждает тот факт, что надо уравниваться, когда шансы банка, которые вы получаете, в соотношении с шансами иметь лучшую руку, делают уравнивание ходом с положительным ожиданием.)
Бывают также и другие ситуации, где неправильная игра может стоить вам значительной суммы денег, поэтому вам не обязательно выбирать этот ход, хотя он должен оказаться правильным более, чем в 50% случаев. Такие ситуации возникают особенно в безлимитном покере. Представим, например, что у вас две дамы в безлимитном холдеме, и вы делаете небольшой подъём перед флопом. Все скидываются, кроме одного, который отвечает гигантским вторичным подъёмом. Вы знаете, что этот игрок сделает такой ход не только на паре тузов и паре королей, но и на тузе-короле. Если ничто больше не подсказывает, какая из трёх данных комбинаций у этого игрока, у вас есть теорема Байеса, согласно которой шансы ложатся 4 к 3 в пользу того, что у оппонента туз-король, а не пара тузов или королей. Значит, в 4/7 случаев ваша пара дам фаворит, а в 3/7 случаев они бьются. Однако, если у оппонента туз с королём, шансы пары дам на выигрыш всего 13 к 10, поскольку оппоненту годятся пять карт, каждая из которых образует ему либо пару королей, либо пару тузов. Поэтому если вы уравняете поднятую ставку, и у оппонента в руке туз-король, вы в среднем выиграете 13 раз, а другие 10 проиграете. С другой стороны, эти три раза из семи, когда у противника два туза или два короля, у ваших двух дам большие шансы (4 к 1) быть убитыми, а это означает, что при этих раскладах вы проиграете в среднем каждые 18 сдач из 22.
Поэтому вы не можете сказать: «Мои дамы имеют шансы дать мне выигрышную руку 4 к 3. Поэтому я должен уравнять ставку.» Оказывается, что в 3/7 случаев, когда у оппонента два туза или два короля, вы теряете столько, что компенсировать это обратно невозможно в тех 4/7 случаев, когда у него туз с королём.
Здесь действует следующий общий принцип: Если одна альтернатива будет иметь слегка плохие последствия в случае неудачи, а другая - ужасные последствия в этом случае, может оказаться верным выбрать первую альтернативу, даже если вторая имеет чуть большие шансы на правильный ход.

РЕЗЮМЕ
Точный и быстрый анализ соотношения риска и прибыли от каждого хода приходит только с практикой. Некоторые игроки высшего класса делают это интуитивно. В этой главе мы обсудили теоретическое обоснование таких решений. В большинстве случаев, когда выбор хода проблематичен, лучшей тактикой будет та, которая, похоже, окажется правильной более, чем в 50% случаев. Однако, если статистически оправданный ход имеет очень плохие последствия в случае неудачи, а менее оправданный ход имеет лишь незначительные последствия, может оказаться правильным избрать менее очевидный ход.