Теория игр и блеф

ТЕОРИЯ ИГР И БЛЕФ
Теория игр звучит как стратегия игры, но на самом деле это отрасль математики, рассматривающая процесс принятия решений. Хотя она используется в играх, но также она применима к таким дисциплинам, как экономика, международные отношения, социология и военное дело. В сущности, теория игр пытается математически подобрать лучшую тактику против кого-то, кто также использует лучшую тактику. Если противник, по вашему мнению, слабее вас - а это может быть в любой игре, вы в основном полагаетесь на свою голову, а не на теорию игр. Однако когда вы сражаетесь против оппонента, который, возможно, лучше вас, или против кого-то, кого вы не знаете, теория игр порой позволяет преодолеть его интеллектуальное превосходство.
Чтобы показать, как теория игр работает в данном ракурсе, возьмем детскую игру в чет-нечет. Каждый из двух участвующих выкидывает один или два пальца. Если сумма четная, выигрывает один, нечетная - другой. Математически это абсолютно равновероятностная игра. Однако на длинной дистанции кто-то может получить преимущество за счёт своей проницательности, отгадав, когда выкидывать один, а когда два пальца, основываясь на том, что выкидывал другой раньше - иными словами, разгадав его систему; то есть, сообразно тому, что намеревается делать оппонент, выкидывается один или два пальца, сбивая его с толку и принося победные очки.
Предположим, кто-то позвал вас сыграть в эту игру. Будучи уверенным в своей голове и способности отгадать вас, он предлагает вам фору: $101 против $100 за игру. Положим, вы тоже чувствуете, что вызывающий находится в предпочтительном положении. Тем не менее, используя теорию игр, вы с удовольствием примете это предложение с уверенностью, что лучшее положение у вас. Все, что вам нужно сделать, это найти монету; ее подброс будет решать, сколько пальцев вам показывать - один или два.
Если, скажем, монета упадет решкой, вы показываете один палец, орлом - два. Что дала вам эта процедура? Она полностью разрушила способность оппонента предвидеть ваши действия. Шансы выброса вами одного или двух пальцев 50-50. Шансы падения монеты орлом или решкой 50-50. Однако вместо того, чтобы вам думать, один или два пальца выкинуть, за вас принимает решение монета, и самое главное - она рандомизирует ваши решения, то есть, вносит в них элемент случайности. Быть может, оппоненту удастся разгадать вас, но вы вынуждаете его предвидеть действия неодушевленного объекта, что само по себе невозможно. С таким же успехом можно пытаться угадать, упадет ли шарик рулетки на красное или на черное.
Поскольку ваш оппонент ставит $101 против $100, используя теорию игр, вы обеспечили себя 0,5-процентным математическим ожиданием (или 50-центовым положительным ожиданием со ставки). Вы ликвидировали все преимущества, которые оппонент мог иметь за счёт вашей предсказуемости, и обеспечили себе неоспоримое преимущество на длинной дистанции. Только если вы полагаете, что ваша голова лучше, чем у оппонента, лишь в этом случае вы сумеете выиграть у него «по мнению», не используя монеты.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ИГР ПРИМЕНИТЕЛЬНО К БЛЕФУ

В этой главе нас в основном интересует, насколько теория игр может быть применима в покере к искусству блефа и уравнивания возможного блефа. В связи с этим мы побеседуем о смешанной стратегии, при которой вы делаете конкретный ход - а именно, блефуете или уравниваете возможный блеф - в заранее определенном числе случаев, но вносите элемент случайности так, чтобы оппонент не мог знать, есть ли у вас игра или нет.
Из предыдущей главы вы помните, что при прочих равных условиях игрок, который никогда не блефует, и тот, что блефует слишком много, имеют значительный минус перед игроком, который блефует правильно.